Кассовое обслуживание исполнения бюджета Республики Хакасия и бюджетов муниципальных образований органами Федерального казначейства

01 октября 2012 года состоялось интервью с заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия Гитер Вячеславом Яковлевичем. Тема интернет-интервью: «Кассовое обслуживание исполнения бюджета Республики Хакасия и бюджетов муниципальных образований органами Федерального казначейства». Организатор мероприятия: Управление Федерального казначейства по Республике Хакасия, компания ООО «Гарант-Эталон». Ведущая интернет-интервью: Потехина Олеся Владимировна (специалист ОВС). Ведущая: Добрый день, уважаемая интернет-аудитория! Позвольте представить – заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия Гитер Вячеслав Яковлевич. Вячеслав Яковлевич, к какому журналу операций учреждение должно подшивать договор, послуживший основанием для принятия бюджетных обязательств – к Журналу по операциям санкционирования или Журналу операций с безналичными денежными средствами (форма 0504071)? Гитер В.Я.: Журнал по операциям санкционирования или Журнал операций с безналичными денежными средствами абсолютно не служит основанием для принятия бюджетных обязательств. Федеральным законом № 157н предусмотрен Журнал операций расчета с поставщиками и подрядчиками, действующим законодательством четко прописано. Есть вероятность того что может быть еще журнал регистрации обязательств, но наиболее правильный подход для принятия бюджетного обязательства именно журнал операций расчета. Ведущая: Как разграничить понятие «бюджетное обязательство» и «денежное обязательство»? На основании, каких документов учреждение должно принимать эти обязательства? Гитер В.Я.: Эти понятия очень тесно взаимосвязаны между собой. Поскольку нет бюджетного обязательства без денежного обязательства. В бюджетном кодексе, разграничено понятие бюджетного обязательства – это расходные обязательства подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Бюджет принимается на соответствующий год и плановый период, соответственно этим годом предусмотрено погашение обязательств. Денежные обязательства и принятые бюджетные обязательства могут быть переходящими на следующий год. Строительные объекты, к примеру. Основанием для постановки на учет бюджетного обязательства выступают договоры, государственные контракты, это могут быть счета, это могут быть соглашения с физическими и юридическими лицами (например, на участие в долевом строительстве). Соответственно сколько времени занимает строительство объекта, сколько существует инвестиционный проект, столько времени и будут существовать обязательства соответствующего бюджета. Денежное обязательство – это обязанность получателя бюджетных средств, участника бюджетного процесса, платить за счет средств бюджета физическому или юридическому лицу определенные денежные средства, в рамках выполненных уже условий гражданско-правовой сделки, в рамках бюджетных полномочий или в соответствии с положением закона или иного правового акта. Денежные обязательства – как основание, возникновения бюджетного обязательства, это может быть: счет, счет-фактура, накладная, акт выполненных работ, акт оказанных услуг. Ведущая: Орган местного самоуправления (сельское поселение) находится на казначейском обслуживании исполнения бюджета. Кассовое обслуживание исполнения бюджета поселения осуществляет финансовое управление муниципального образования – муниципальный район. Какие будут бухгалтерские проводки по отражению доходов в местный бюджет сельского поселения? Гитер В.Я.: Дебет счета поступления налогов и платежей и других доходов в бюджет 1.201312.510 – 1.30712.100 (400). Ведущая: Подскажите, пожалуйста, формируется ли итоговая отчетность республики Хакасия? Гитер В.Я.: Безусловно, формируется. Органы Федерального казначейства осуществляющие обслуживание счетов бюджета субъекта предоставляют огромное количество документации для того чтобы эта отчетность формировалась полно и достоверно. В соответствии с приказом Федерального казначейства от 27.12.2011 г. № 19н внесены изменения в Порядок кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядок осуществления органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденный приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 №8н. Изменениями предусмотрено, что отдельные ведомости орган Федерального казначейства представляет по письменному запросу финансового органа субъекта Российской Федерации. Предусмотрено представление в том числе по письменному запросу соответствующего финансового органа с указанием периода: — Сводной ведомости по кассовым выплатам из бюджетов (ежедневная). — Сводной ведомости по кассовым поступлениям (ежедневная). — Справки к ведомости по движению свободного остатка средств бюджета; — Сводной справки по кассовым операциям (ежедневную). — Сводной справки по кассовым операциям со средствами бюджета (месячную). — Сводной справки по кассовым операциям со средствами консолидированного бюджета (месячную). — Справки о свободном остатке средств бюджета. Кроме того, в обязательном порядке направляются в финансовые органы: — Ведомость кассовых поступлений в бюджет. — Сводная ведомость по кассовым выплатам из бюджетов (месячная). — Сводная ведомость по кассовым поступлениям (месячная). — Ведомость по кассовым выплатам из бюджетов (месячная). — Ведомость по движению свободного остатка средств бюджета. Сейчас УФК по Республике Хакасия с участниками и неучастниками бюджетного процесса осуществляет электронный документооборот и вся отчетность предоставляется в электронном виде. Это значительно упрощает нам работу. Предусмотрено предоставление по письменному запросу финансового органа форм отчетности с указанием периода (за месяц, за квартал, нарастающим итогом за год). Такие сервисы мы предоставляем не только финансовым органам, но и востребована эта отчетность администрацией Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия, могут запрашивать эту документацию министерства социального блока. Мы на сегодняшний день самая полная информационная база финансовых отчетов в Республике. Ведущая: Система безопасности соответственно должна быть на очень хорошем уровне? Гитер В.Я.: У нас хорошая система безопасности. Нет предела совершенству, и всегда есть человеческий фактор. Мы стараемся сохранить наш человеческий потенциал. Мы ценим своих сотрудников, потому что найти сегодня хорошего подготовленного специалиста сложно,и как правило, на невысокий уровень оплаты труда найти его вдвойне сложнее. Его можно найти, подготовить и он будет искать что-то другое, это проблема. Утечка молодых подготовленных кадров на высокие заработные платы, для нас актуальна. Ведущая: Занимается ли Управление Федерального казначейства по Республике Хакасия стандартами качества обслуживания клиентов (не участников бюджетного процесса)? Гитер В.Я.: Поскольку перед Федеральным казначейством поставлена задача предоставления максимально качественных сервисов, мы пошли по пути стандартизации тех операций, которые мы выполняем. Что имеется ввиду. У нас жесткие регламенты выполнения той или иной операции. Порядок прохождения документов и основания не прохождения документов, его проверки ставится в жесткие рамки, поминутно, посекундно. И эта технологическая регламентация, когда запрограммирована определенная степень качества документа, часть операций мы выполняем визуально, когда нужно сверить, посмотреть, вернуться и т.д., но основная часть операций на сегодняшний день выполняет машина. Сегодня достаточно быстро формируется документ и это увеличило скорость проведения операции. Просматривается количество проведенных операций того или иного специалиста, и в дальнейшем видим количество отказанных документов, причины отказов документа и мы над этим очень активно работаем. Например, до 2012 года до 25 % всех документов возвращалось по причинам неправильного оформления документов, отсутствия средств на счете клиента и так далее .. Сталкиваемся с ситуациями, когда по государственному контракту записан один счет получателя по расчету с подрядчиком, а в платежном документе другой счет. Анализируя этот документ, программа выдает ошибку. На каждый возврат формируется протокол в котором указаны причины возврата. Хорошо отлаженная работа и электронный документооборот позволяет клиенту в течение дня отправить исправленный документ, мы это приветствуем. Мы стараемся предусмотреть те риски, которые могут возникать, в настоящее время осуществляется перевод муниципальных учреждений здравоохранения в собственность Республики Хакасия. Это большой объем работ, мы понимаем, что это скоординированная работа Министерства финансов РХ, Министерства здравоохранения, финансовых органов муниципальных образований и учреждений здравоохранения. Это совместная работа, мы к ней готовились, предусмотрели сложности с которыми можем столкнуться, и реагируем на риски очень оперативно. Мы очень оперативно реагируем на проявление невнимания к клиентам. Мы стараемся разбирать сложные ситуации, не все может быть решено на уровне исполнителя, который работает непосредственно с клиентом. Ведущая: А как достигается решение таких ситуаций? Гитер В.Я.: Очень просто. У нас есть горячая линия, телефон есть на сайте. Как правило, у нас обращаются к начальникам отделов, и это правильно. Могут в телефонном режиме обращаться. Сейчас мы взяли за практику и периодически запрашиваем у клиентов отзывы о нашей работе. Это происходит раз в полгода, на конец года, для того чтобы как-то скоординировать свои позиции. Мы всегда выражаем готовность сделать какой-то сервис, который улучшит работу. Представьте себе объем документов в месяц (около 50 тысяч документов), но мы столкнулись с тем, что 29 декабря 2011 года у нас было 54 тысячи документов за день, и их необходимо было обработать. Можно представить во сколько раз возросла интенсивность труда, нагрузка на человека, на его глаза. Мы в режиме очень жесткой мобилизации завершаем финансовый год, и как правило, в последнюю неделю года объем документооборота возрастает в десятки раз. Ведущая: В связи, с чем возникает такая ситуация? Гитер В.Я.: Это планирование бюджетных расходов, это качество финансового менеджмента, это те платежи, которые можно было проводить ранее, но они почему-то не проводились и «хорошая традиция» осуществлять все платежи под занавес уходящего года. Но хотелось бы отметить, что уровень качества возрастает, и многие вопросы мы разрешаем оперативно. Ведущая: Необходимо ли заключать новые Соглашения об осуществлении органом Федерального казначейства отдельных функций по исполнению местного бюджета при кассовом обслуживании исполнения бюджета? Гитер В.Я.: У нас заключены соглашения об осуществлении органами Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджетов муниципальных образований. Изменения законодательства требуют внесения изменений и дополнений в существующие соглашения Ведущая: Какова роль органов Федерального казначейства при организации кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации? Гитер В.Я.: Мы осуществляем предварительный и текущий контроль при осуществлении кассового обслуживания исполнения бюджетов. В большей степени на сегодня текущий контроль на стадии проведения операции. Органы федерального казначейства начали формироваться в момент, когда шло формирование банковской системы, это 1992 год. Сегодня существует несколько вариантов исполнения бюджетов , это казначейский вариант кассового обслуживания исполнения бюджетов, банковский вариант, есть смешанный вариант. В Республике Хакасия органы Федерального казначейства осуществляют полное кассовое обслуживание. Мы контролируем соответствие платежа статье бюджетной классификации, мы видим нарушения. Бывают случаи, что договор носит смешанный характер, в нем несколько статей бюджетной классификации. Качество предоставления документа, это залог успешности прохождения документа. Ведущая: Как вы оцениваете в среднем по Республике Хакасия и по г. Абакану отдельно уровень грамотности подготовки таких документов. Гитер В.Я.: Очень хороший. Сегодня Министерством Финансов Республики Хакасия инициировано создание централизованных органов бухгалтерского учета. Это позволяет улучшить качество документов и избежать многих ошибок. Я не могу не сказать позитивные слова в адрес министерства образования РХ, при том объеме финансирования, который у них сегодня, качество подготавливаемых документов очень высокое. Ведущая: Какие исторические изменения произошли за 20 лет существования Федерального казначейства в кассовом обслуживании исполнения бюджетов? Гитер В.Я.: Хотелось бы назвать несколько этапов развития. Управление Федерального казначейства по Республике Хакасия начало формироваться в 1993 году. К 1995 году были созданы 11 отделений Управления в городах и районах республики. Органы Федерального казначейства осуществляли кассовое обслуживание исполнения доходной и расходной частей федерального бюджета. Позднее приняли на обслуживание все силовые структуры. Большой этап работы пришелся на 2006 г. – переход на полное кассовое обслуживание Республики Хакасия и муниципальных образований. Без дополнительных кадровых ресурсов, без дополнительных финансовых ресурсов. С января 2013 года в планах начать переход на кассовое обслуживание всех внебюджетных фондов. Мы стремимся к тому, чтобы в режиме реального времени можно было получать информацию по всем бюджетным операциям государства. Сегодня Правительством России поставлена задача создание и развитие государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», это позволит на конец операционного дня, знать всю текущую отчетность по проведенным операциям и свободный остаток средств, знать какими ресурсами мы располагаем. Ведущая: Изменился ли порядок проведения контроля за кассовым расходом федерального бюджета? Гитер В.Я.: Порядок контроля изменился с созданием казенных учреждений, бюджетных и автономных учреждений. В полном объеме сохраняется контроль по отношению к федеральным казенным учреждениям.