Отчет об интервью «Исполнение федерального бюджета в Республики Хакасия»

20 сентября 2012 года состоялось интервью с заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия Лариковой Любовью Александровной. Тема интернет-интервью: «Исполнение федерального бюджета в Республики Хакасия». Организатор мероприятия: Управление Федерального казначейства по Республике Хакасия, компания ООО «Гарант-Эталон». Ведущая интернет-интервью: Потехина Олеся Владимировна (специалист ОВС). Ведущая: Добрый день, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем интернет-интервью. Позвольте представить – заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия Ларикова Любовь Александровна. Тема нашей беседы «Исполнение федерального бюджета». Любовь Александровна, расскажите, пожалуйста, как изменилось Федеральное казначейство в Республике Хакасия за последние 20 лет? Ларикова Л.А.: 3 марта 1993 года был назначен первый руководитель Управления федерального казначейства по Республике Хакасия заслуженный экономист Российской Федерации Роберт Яковлевич Грош, он тогда работал министром финансов республики. С этого момента, в Министерство финансов Республики Хакасия начали поступать денежные средства на приобретение товароматериальных ценностей по отдельной статье расходов. Я работала там же главным бухгалтером и на общественных началах занималась организационными вопросами казначейства, а уже в сентябре этого же года меня назначили заместителем руководителя Управления федерального казначейства по Республике Хакасия, где я и работаю по сегодняшний день. В 1993-1994 годах шли организационные мероприятия. Создавались отделения федерального казначейства в каждом районе, городе. Назначались их руководители, комплектовались штаты, приобретались здания, монтировались локально-вычислительные сети в каждом отделении, приобреталась техника и т.д. В 1995 году мы начали строить собственное здание на улице Советской 41, и уже в 1997 году переехали в него. В это время специалисты в основном занимались контрольно-ревизионной работой, проводились проверки в учреждениях федерального уровня за целевым использованием средств бюджета. Также осуществлялись проверки в кредитных организациях республики и расчетно-кассовых центрах Госбанка, вплоть до 1998 года по вопросам своевременного зачисления налоговых и неналоговых платежей в федеральный бюджет. Задержки платежей были долгими, исчислялись месяцами. Мы начисляли штрафы банкам, которые они платили в федеральный бюджет добровольно, а когда и через суды. Помогали нам в этом налоговые инспекции и налоговая полиция (тогда еще была такая структура). Ранее все организации федерального уровня открывали счета в учреждениях Госбанка. Госбанк тогда отвечал за кассовое исполнение федерального бюджета. Затем с изменением ситуации в стране, переходом на рыночные отношения, начали открываться коммерческие банки. Коммерческие банки переманивали клиентов из расчетно-кассовых центров, открывая у себя им счета. Контроль банками за поступлением и расходованием денежных средств перестал осуществляться. Деньги напрямую поступали из Москвы от каждого ведомства своим непосредственным подразделениям подведомственной сети на счета открытые в коммерческих банках. А так как контроль отсутствовал, то были случаи, когда бюджетные средства вообще не доходили до бюджетополучателя. Бюджетные средства «прокручивались» коммерческими банками в своих целях. Положение в стране было очень непростое. Поэтому, в 1992 году 8 декабря было принято решение о создании системы органов казначейства. Борис Николаевич Ельцин подписывает указ от 8 декабря 1992 г. № 1556 «О Федеральном казначействе». Воссозданные органы Федерального казначейства становятся инструментом осуществления контроля над исполнением бюджета, управления доходами и расходами на счетах Федерального казначейства исходя из принципа «единства кассы». Были разные подходы, кто свои казначейства создавал на своих территориях, такие как Москва, Красноярск и т.д. У нас в республике доходы были небольшие. Республика получает дотации, поэтому не пошли на лишние траты. Заключив Соглашение, в соответствии со статьи 215.1 Бюджетного кодекса РФ, начали сначала переводить счета организаций республиканского бюджета, а позднее Управлению федерального казначейства по Республике Хакасия поручено осуществлять полное кассовое обслуживание исполнения республиканского бюджета и 101 местного бюджета. С 1995 года органы Федерального казначейства начали осуществлять межбюджетное регулирование доходов через счет 40101 «Налоги, распределяемые органами Федерального казначейства» и через счет 40102 «Доходы федерального бюджета». До этого налоговые инспекции занималась этими делами, раз в пять дней они перечисляли деньги по разным уровням бюджетов. С 1997 года сначала бюджетные счета учреждений федерального уровня из всех кредитных организаций перевели на обслуживание в органы Федерального казначейства. Недовольных было очень много, ведь, в конечном счете, все понимали, что за каждым рублем будет осуществляться надзор. А кому это нравится? Затем были переведены все счета Министерства Обороны в органы Федерального казначейства, а также счета от предпринимательской деятельности учреждений. Далее, счета учреждений федерального бюджета по средствам, поступающим во временное пользование, также были закрыты в банках. То есть с 2006 года все счета бюджетополучателей федерального уровня переведены на обслуживание в органы Федерального казначейства через единые счета Управления. Количество получателей федерального бюджета, как и количество открытых им счетов, (в связи с реорганизационными мероприятиями, изменением типов учреждений, организаций, изменением нормативной базы о порядке открытия и ведения лицевых счетов и т. д.) постоянно уменьшается. В настоящее время в органах федерального казначейства нашей республики на кассовом обслуживании находятся 229 лицевых счетов участников и не участников бюджетного процесса федерального уровня. В феврале 2000 года мы перешли, одними из первых управлений, на электронный документооборот с расчетно-кассовым центром нашего национального банка Республики Хакасия, а в 2002 году централизовали учет доходов на уровне Управления Федерального казначейства. Закрыли все счета по учету доходов в отделениях. Все платежи с этого момента стали поступать непосредственно на счета, открытые Управлению. Данные действия позволили сократить до одного дня промежуток времени зачисления доходов на счета для финансирования расходов. Сейчас новые технологии позволяют работать в режиме реального времени. Когда 19 лет назад на первом Всероссийском совещании нам об этом говорили, то верилось с трудом, что такие технологии так быстро воплотятся в жизнь. На сегодняшний момент происходит 6,5 тысяч операций в день только по доходам, около 6 тысяч операций в день по расходам федерального бюджета, это не считая тех операций, которые идут по исполнению республиканского и муниципальных бюджетов. Сегодня по статистическим данным в среднем за день нашим казначейством в республике осуществляется около 140 тысяч операций. Как я уже говорила, учет доходов мы централизовали на уровне Управления в 2002 году. В 2005 году появилось новое понятие «администратор доходов бюджета». Кто это такой и что он должен делать? Администратор доходов бюджета обладает следующими полномочиями: осуществляет начисление, ведет учет и обеспечивает контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней, штрафов по ним, а также принимает решение о возврате, уточнении платежей, формирует бюджетную отчетность и предоставляет ее главному администратору доходов. Перечень главных администраторов федерального бюджета определяется законом о федеральном бюджете ежегодно. Аналогично утверждаются перечни главных администраторов доходов республиканского бюджета и местных бюджетов. На сегодняшний день открыто 300 лицевых счетов администраторов, из них 59 федерального уровня, 67 республиканского, три фонда и остальные администраторы местных бюджетов. С администраторами мы ведем большую работу. С каждым администратором доходов бюджета производим, по их обращению, выверку данных. Для того чтобы нам правильно учесть все налоговые и неналоговые платежи, поступающие на счета Управления необходимо, чтобы каждый администратор доходов своевременно представлял в Управление нормативно-правовые акты по своим полномочиям, а также доводил до своих плательщиков информацию о правильных реквизитах заполнения платежных документов. Без предоставления своих нормативных документов и неправильного оформления расчетно-платежных документов все суммы, поступившие на счет Управления, считаются невыясненными суммами. По каждой сумме таких поступлений направляются Запросы предполагаемому администратору платежей бюджета. Затем, после предъявления необходимых документов, суммы уточняются, однако все это уже требует дополнительной процедуры обработки документов, и, как следствие, определенных затрат времени. Законы о бюджетах принимаются каждый год, ежегодно определяются перечни и полномочия администраторов. Практически ежегодно вносятся изменения в бюджетную классификацию и нормативные документы, принимаются новые законодательные акты. Конец декабря – начало января является самым сложным периодом для органов Федерального казначейства. За новогодние праздники необходимо каждый документ внести в базу данных, проверить соответствие кодов бюджетной классификации, прикрепить каждый код доходов к лицевому счету каждого администратора. Таким образом, каждый год новогодние праздники для Управления Федерального казначейства не являются выходными днями, в эти дни мы формируем новые справочники на очередной финансовый год. Кроме кассового исполнения бюджетов на органы федерального казначейства возложен ряд других масштабных функций. Работы у Федерального казначейства с каждым годом становится все больше и больше, технологии меняются, все совершенствуется. Меняется нормативно-правовая база, программные продукты. Внедряются технологические регламенты с установлением норматива времени выполнения каждой операции. Все это осуществляется программным комплексом по всем Управлениям федерального казначейства. Ежедневно определяется рейтинг Управлений. Поэтому очень много приходиться работать над повышением своей квалификации, изучать нормативные акты, технологические процессы, владеть навыками использования информационно-технических ресурсов. Ведущая: А сейчас давайте перейдем к вопросам. Каким образом, в настоящее время, можно осуществить возврат платежей в случае неверного указания в платежном поручении счета Федерального казначейства (ошибочное перечисление средств на счет другого субъекта Управления Федерального казначейства)? Ларикова Л.А.: В соответствии с приказом Минфина России от 4 августа 2011 г. № 92н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 сентября 2008 г. № 87н «О Порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета», платежи, ошибочно поступившие на счет органов Федерального казначейства и предназначенные для уплаты на соответствующий счет другого органа Федерального казначейства учитываются как не выясненные поступления и возвращаются плательщику органом Федерального казначейства после предоставления письменного обращения от уполномоченного правовым актом главного администратора поступлений в бюджет администратора поступлений в бюджет, находящегося на территории субъекта РФ по месту зачисления платежа, подведомственного тому же главному администратору поступлений в бюджет, что и администратор поступлений в бюджет, которому предназначался ошибочно перечисленный платеж (далее – уполномоченный администратор поступлений в бюджет), с приложением копии заявления плательщика. В случае если зачисление платежа произведено на территории субъекта, на которой отсутствует администратор поступлений в бюджет, которому предназначался ошибочно перечисленный платеж, и такой вариант может быть, то платеж возвращается плательщику органом казначейства по месту зачисления платежа при поступлении письменного обращения от администратора поступлений в бюджет, которому предназначался этот платеж с приложением копии заявления плательщика и копии правового акта главного администратора поступлений в бюджет, наделяющего его соответствующими полномочиями. Если платежи, принадлежность которых к доходам не установлена, поступили по вине банка, то данный платеж возвращается банку при поступлении от него заявления с обязательным приложением претензии (заявления) плательщика. Возврат ошибочных поступлений обеспечивается на основании оформленной органом Федерального казначейства Заявки на возврат в срок, не превышающий три дня начиная со дня, следующего за днем представления письменного обращения. Ведущая: Просим разъяснить порядок применения классификации доходов бюджетов при отражении средств, поступающих в доход федерального бюджета в виде оплаты экономических санкций, предусмотренных условиями государственных контрактов (например, несоблюдение сроков, установленных для выполнения работ или поставки товаров). Ларикова Л.А.: Сумма денежных взысканий за нарушение законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для нужд Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, в полном объеме зачисляются в соответствующие бюджеты бюджетной системы согласно статье 46 Бюджетного кодекса РФ «Штрафы и иные суммы принудительного изъятия». Порядок применения бюджетной классификации регламентирован приказом Минфина РФ от 21 декабря 2011 г. № 180н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации». Зачисление экономических санкций за нарушение законодательства о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляется по кодам доходов бюджетной классификации группы кода 00011633000000000140. Все подвиды данного кода доходов обозначены в приказе Минфина от 21 декабря 2011 г. № 180н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации». Конкретные коды доходов должны быть в обязательном порядке указаны в нормативных актах администратора. В случае отсутствия кодов в нормативных актах, все суммы будут иметь значение, как не выясненные поступления. Ведущая: Как часто происходит блокировка бюджетных средств – сокращение лимитов? Каковы причины сокращений? Ларикова Л.А.: Сразу скажу, что если мы говорим о лимитах бюджетных обязательств, то имеем в виду, получателя бюджетных средств. Согласно статье 231 Бюджетного кодекса РФ блокировка расходов бюджета представляла собой сокращение лимитов по сравнению с бюджетными ассигнованиями предусмотренных законом о бюджете, сводной бюджетной росписью. До 1 января 2010 года блокировка расходов осуществлялась в соответствии с порядком сокращения лимитов бюджетных обязательств по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета, установленных Счетной палатой и органами бюджетно-финансового надзора в силу применения Приказа Минфина РФ от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению». Решение принималось Министром финансов РФ. Уточняю, что мы говорим об исполнении федерального бюджета. Однако с указанной даты ст. 231 Бюджетного Кодекса РФ утрачивает свое действие согласно Федеральному закону от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации». В настоящее время отсутствует механизм сокращения средств федерального бюджета, использованных неправомерно или не по целевому назначению. Поэтому при выявлении нарушений контрольные органы чаще всего вынуждены ограничиваться привлечением юридических и должностных лиц к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Размер штрафа зависит от суммы выявленных нецелевых и неэффективно использованных средств. В практике нецелевое использование бюджетных средств бюджетополучателями оспаривается всегда, вплоть до судебных разбирательств. Ведущая: Существует ли система обжалования лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета на этапе получения уведомления? Ларикова Л.А.: Вопрос, надо сказать, не совсем понятен, про какой этап получения уведомления идет речь? Как таковой системы обжалования лимитов бюджетных обязательств нормативными актами не предусмотрено. Все разногласия при уменьшении лимитов бюджетных обязательств (это касается только получателей бюджетных средств), то есть их обжалование, осуществляются через судебную систему, если установлены не целевое и неэффективное использование средств, об этом я уже сказала выше. На стадии же формирования смет доходов и расходов каждый бюджетополучатель отстаивает свои позиции перед своим Главным распорядителем бюджетных средств, представляя расчеты по каждой статье расходов. В вышестоящих организациях, как правило, создаются балансовые комиссии, на которых рассматриваются изменения и уточнения, вносимые в лимиты бюджетных обязательств и бюджетные ассигнования, т.е. в рабочем порядке решаются все вопросы в соответствии с бюджетным законодательством. Ведущая: Фонд занимается поддержкой общественных образовательных организаций, разработкой учебных программ, учебной литературы и т.п. Получение каких-либо доходов не предусматривается. Средства поступают на расчетный счет непосредственно из федерального бюджета на выполнение уставной деятельности основании распоряжения Правительства РФ. Финансовый план организации оставляет возможность временно свободные средства размещать на депозитах в банке или отдавать в доверительное управление с целью дополнительного дохода. Не будет ли такая операция расценена как нецелевое использование полученных средств? Ларикова Л.А.: Размещение средств федерального бюджета определяется федеральным законом, разрабатывается Порядок размещения свободных средств в кредитных организациях. Если в данном фонде уставом (положением о фонде) не предусмотрены такие полномочия, то размещать свободные средства, выделенные из бюджета, на депозитах нельзя и подобное размещение может быть расценено, как нецелевое использование бюджетных средств. Ведущая: Можно ли при временном отсутствии средств от приносящей доход деятельности заимствовать субсидии, выделенные бюджетному учреждению учредителем на выполнение государственного заказа, если операции совершаются на одном лицевом счете? Ларикова Л.А.: Учредителем на выполнение государственного заказа бюджетному учреждению выделяется субсидия. Для выполнения государственного заказа, каждому бюджетному учреждению в установленном порядке в органах Федерального казначейства открывается лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами бюджетных учреждений (за исключением субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций, для учета которых открывается другой отдельный счет). Учреждение может использовать эти средства в соответствии со своей сметой доходов и расходов. Органы Федерального казначейства по этим средствам не осуществляют санкционирование оплаты бюджетных обязательств. А производят только сверку соответствия назначения платежа с кодом экономической классификации по сектору государственного управления. При прохождении данного контроля, перечисление осуществляется за счет общего остатка, который есть на сегодняшний день на этом счете. Ведущая: Во исполнение решения суда о взыскании денежных средств с должника – бюджетного учреждения был выдан исполнительный лист. Однако отделение Федерального казначейства возвратило взыскателю исполнительный лист без исполнения в связи с тем, что полномочия представителя взыскателя, подписавшего заявление, на получение денежных средств в представленной доверенности специально не оговорены. Правомерны ли действия отделения Федерального казначейства, если взыскиваемые суммы будут перечисляться на счет самой организации-взыскателя, а не на счет ее представителя? Ларикова Л.А.: При поступлении исполнительного листа в Управление Федерального казначейства, юридический отдел управления проверяет на соответствие законодательству весь пакет документов, приложенный к исполнительному листу. Так как вопрос задает бюджетное учреждение, то в данном случае следует обратиться к статье 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», где прописаны основания для возврата взыскателю исполнительных документов. Таким образом, в случае если в заявлении подписанным представителем взыскателя на основании доверенности (оформленной в установленном порядке) указаны реквизиты организации взыскателя, то действия органа федерального казначейства не являются правомерными. Надо сказать, что объем поступающих исполнительных листов довольно приличный, только за первое полугодие в Управление поступило более полутысячи исполнительных листов. Ведущая: В колледже на 0,5 ставки лаборанта работает наш студент IV курса. Правомерна ли выплата ему стипендии, если он получает заработную плату за выполнение своих трудовых обязанностей в колледже? Колледж является бюджетным учреждением, финансируемым из федерального бюджета. Ларикова Л.А.: Государственные стипендии назначаются студентам, обучающимся по очной форме обучения, в зависимости от успехов в учебе и научной деятельности. То есть, работа студента очной формы обучения не является основанием для отказа ему в выплате стипендии. За работу начисляется заработная плата, а за успешную учебу – стипендия. Считаю, что надо обратиться в деканат учебного заведения. Ведущая: Организация является федеральным государственным бюджетным учреждением. Ранее, когда вместо субсидий выделялись лимиты бюджетных учреждений, размер авансовых платежей при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг не мог быть более 30% от суммы договоров (государственного контракта). Распространяется ли на федеральные бюджетные учреждения указанное ограничение? Ларикова Л.А.: Поскольку субъектом правоотношений является бюджетное учреждение и, как было сказано ранее, бюджетные учреждения имеют два лицевых счета. Поэтому в отношении расходования средств с лицевого счета по иным субсидиям или по инвестиционным программам применяются нормы санкционирования, об этом мы уже говорили. Что касается бюджетного учреждения, получающего бюджетные субсидии на выполнение государственного задания, то в данном случае органы федерального казначейства санкционирование не осуществляют. Между тем при заключении договоров с авансированием имеются определенные риски. Из практики знаю, что есть потери средств при авансировании, а также долгие судебные процессы. Ведущая: Любовь Александровна, спасибо вам большое за такое ценное и интересное интервью!