Отчет об интервью на тему «Реализация прав человека на уровне местного самоуправления»

31 июля состоялось интервью с директором Муниципального казенного учреждения города Абакана «Городская правовая служба «Кодекс», заслуженным юристом Российской Федерации Сенаторовой Натальей Николаевной. Тема интернет-интервью: «Реализация прав человека на уровне местного самоуправления». Организатор мероприятия: Городская правовая служба «Кодекс», компания ООО «Гарант-Эталон». Ведущая интернет-интервью: Потехина Олеся Владимировна (Специалист ОВС). Ведущая: Добрый день, уважаемая аудитория! Позвольте представить – директор муниципального казенного учреждения г. Абакана «Городской правовой службы «Кодекс», заслуженный юрист Российской Федерации Сенаторова Наталья Николаевна. Тема нашей беседы «Реализация прав человека на уровне местного самоуправления». Целью городской правовой службы «Кодекс» является правовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления (Администрации г. Абакана, ее управлений и комитета, Совета депутатов г. Абакана). Наталья Николаевна, начнем интервью с поступивших к нам вопросов. Подскажите, пожалуйста, существуют ли у нас в городе какие-то определенные программы, разработанные на местном уровне для трудоустройства инвалидов? Как защищены их права и есть ли приоритет у работодателей в трудоустройстве инвалидов? Есть ли финансовая помощь работодателям, принимающим на работу инвалидов? Сенаторова Н.Н.: Вопрос трудоустройства инвалидов не входит в компетенцию Администрации города Абакана, а состоит на попечительстве государственных учреждений службы занятости населения. В Хакасии есть Государственный комитет  занятости населения и, соответственно, по всей Хакасии,  в городах и  районах, есть республиканские учреждения занятости населения, куда инвалидам можно обращаться. Ведущая: Вопрос от жителей города: «В моем дворе, да и во всем городе происходит вырубка деревьев, есть ли у простого гражданина Абакана права, чтобы прекратить это? Так как голые стволы и торчащие обрубки город совсем не украшают, а уродуют. Есть ли возможность куда-то написать об этом? Сенаторова Н.Н.: В данном вопросе идет речь о вырубке деревьев, но вырубка предполагает выкорчевывание деревьев с корнями. Скорее всего, имелась в виду санитарная обрезка деревьев. К сожалению, не указано, в каком именно месте города, в каком дворе. Если во дворе многоквартирного дома на прилегающей к дому территории – то решать вопрос могут собственники жилых помещений.     В городе, в основном,  проводится  санитарная обрезка,  и  бывает она  по разным причинам, в том числе  из-за болезни деревьев.  На мой взгляд, санитарная обрезка, тем более, если она выполнена по-дизайнерски,  улучшает внешний вид деревьев и города в целом.  Вырубка деревьев тоже, в принципе,    возможна в городе, но она требует специального согласования. Если Вы хотели бы оставить свое мнение об этом вопросе, можно написать в  отдел экологии Управления коммунального хозяйства и транспорта Администрации г. Абакана. Ведущая: Наталья Николаевна, в некоторых городах есть возможность у граждан фотографировать на дорогах ямы, выставлять их на сайте города, писать улицу и за оперативное время ямы асфальтируются. Реализована ли в нашем городе такая программа? Если да, то куда обращаться или где выставлять фото? Сенаторова Н.Н.: Вообще-то, интервью рассчитано на вопросы, связанные с правовым обеспечением деятельности органов местного самоуправления. А задаются вопросы, относящиеся к практической стороне их деятельности. Что ж, попробую ответить. Именно такой программы, насколько мне известно, в нашем городе нет, но сам ямочный ремонт происходит каждый год.  Управление коммунального хозяйства и транспорта города и СпецАвтобаза ЖКХ занимаются этим. Каждую весну их специалисты объезжают город,  осматривают его и составляют перечень улиц, требующих ремонта. Бюджет города предусматривает определенную сумму на ямочный ремонт. Если есть желание написать о недоброкачественном ремонте дорог, о не заделанных ямах, пишите  в Управление коммунального хозяйства и транспорта с приложением фотографий, или направляйте имеющуюся у вас информацию на сайт Администрации в сети Интернет.  Думаю, без реакции со стороны Администрации такие информации не останутся.   Ведущая: Предусмотрены ли льготы на уровне местного самоуправления для молодых семей в покупке квартиры или,  может, реализуются определенные программы? Сенаторова Н.Н.: Да, предусмотрены и реализуются. Существует федеральная целевая программа «Жилье»,  а в рамках этой целевой программы есть подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей». Во-первых, эта подпрограмма распространяется на молодые семьи, полные или состоящие из одного супруга, и обязательно имеющие детей (одного ребенка или несколько детей). Возраст супругов должен быть  не более 35 лет. Первоначально семья должна обратиться в Отдел по учету и распределению жилья Администрации г. Абакана  для признания семьи нуждающейся в жилье или в улучшении жилищных условий. Есть Правила, в соответствии с которыми определяется нуждаемость. Во-вторых, у этой молодой семьи должны быть доходы определенного уровня,  позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, поскольку Программа для молодых семей не предполагает полной оплаты стоимости жилого помещения, а только ее части. Если молодая семья  признается  Отделом по учету и распределению жилья нуждающейся в жилом помещении или улучшении жилищных условий,  то ей выдается  свидетельство на право получения социальной выплаты. Затем вопрос о размере  социальной выплаты рассматривает Комитет муниципальной  экономики  Администрации г. Абакана. Социальные выплаты могут быть использованы для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального  жилого дома,  первоначальный взнос по договору жилищного  кредита, в том числе ипотечного,   или для оплаты договора на приобретение в интересах семьи жилого помещения на первичном рынке и т.д. Ведущая: Есть ли права или преимущества у студентов, недавно закончивших ВУЗы, в трудоустройстве на работу? Сенаторова Н.Н.: Вопрос очень сложный и актуальный. Если говорить в целом, то законом установленных преимуществ для выпускников ВУЗов нет, тем более, недавно окончивших. Любой работодатель, напротив, желает принимать на работу опытных специалистов. Если же  выпускник является инвалидом или пользуется какими-либо иными  социальными льготами и преимуществами при  трудоустройстве,  то нужно смотреть специальные законы, которые регулируют льготы и преимущества (поискать в Интернете, в правовых системах). А если говорить о студентах, не пользующихся льготами, то могут быть разные варианты практического решения этого вопроса. Можно обращаться в свои ВУЗы, где должны быть  отделы по содействию  в трудоустройстве выпускников,  и, возможно,  там для вас подберут работу. Участвуйте побольше в конкурсах на замещение вакансий или включение в резерв  в государственные органы, органы местного самоуправления, выходите на сайты службы занятости населения,  ищите вакансии и дерзайте! Легче тем студентам, кто пришел в ВУЗ по целевой программе или  на основании заключенного  с работодателем договора. После окончания обучения для них по договору должно быть гарантировано рабочее место. Ведущая: Почему не налагают взыскание на лиц, мусорящих в общественных местах? Сенаторова Н.Н.: В нашем городе действуют Правила содержания территории города Абакана, утвержденные решением Абаканского городского Совета депутатов от 14.02.2011 № 314. Правила определяют требования к содержанию различных по своему назначению земельных участков города, в том числе территорий общего пользования, к которым относятся  улицы, дороги, площади, инженерные коммуникации, парки, скверы, водоемы, пляжи, иные земли. Эти же правила содержат запреты. В частности, запрещается сбрасывать мусор, грязь, нечистоты в смотровые и дождевые колодцы, на газоны, под деревья и кустарники, на проезжую часть улиц, на пустыри и т.д. Нарушение установленных в  Абакане Правил содержания его территории влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 83 Закона РХ об административных правонарушениях от 17.12.2008 № 91-ЗРХ. Согласно ст. 83 данного Закона нарушение установленных органами местного самоуправления в Республике Хакасия правил благоустройства, озеленения и содержания территорий и строений, а равно правил по обеспечению чистоты в городах и других населенных пунктах влечет предупреждение или наложение административного штрафа: — на граждан в размере от 500 до 1000 рублей. — на должностных лиц – от 2000 до 5000 рублей. — на юридических лиц – от 5000 до 10000 рублей. Проблема в том, чтобы зафиксировать факт выброса мусора субъектом и успеть составить протокол, чего можно добиться либо   задержав нарушителя, либо сфотографировав сам факт выброса мусора. Протоколы об административных правонарушениях в сфере благоустройства в городе Абакане составляют должностные лица Управления коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана и направляют их на рассмотрение Административной комиссии. Административной комиссией города Абакана только во II квартале текущего года наложены административные взыскания по 20 протоколам о фактах нарушений Правил содержания территории города Абакана. В настоящее время в Администрации разработан проект Правил благоустройства города Абакана (опубликован  в газете «Абакан»), с принятием которых, надеюсь, в нашем городе будет чище.   Ведущая: жители города спрашивают: «В наших квартирах (Др. Народов 19, 2 подъезд). Снизилось давление в кранах с холодной водой, чего раньше никогда не было. Я позвонила в нашу управляющую компанию «СтройЖЭУ» с просьбой устранить причину. Мне ответили, что возможно, засорились фильтры, или сетки, которые стоят на трубах. Чтобы их почистить нужно, заплатить 200 рублей. Вопрос: правомерно ли требование управляющей компании?» Сенаторова Н.Н.: Согласно ст. 156 Жилищного кодекса РФ перечень услуг, связанных с содержанием домов, и тарифы на эти услуги определяются в зависимости от того, создали ли собственники жилых помещений товарищество собственников жилья или кооператив или не создали.  Как видно из вопроса,   дом обслуживает  управляющая компания. В этом случае  тариф определяется следующим образом: собранием собственников помещений определяется перечень услуг, которые будет оказывать им управляющая компания по содержанию данного дома; управляющая компания дает предложение по стоимости этих услуг; собрание утверждает тарифы.  Согласно ст. 156 ЖК РФ если собрание собственников жилья установило перечень услуг и тарифы на эти услуги, эти тарифы будут действовать  не менее чем 1 год. В данном случае если эти тарифы установлены в доме, где проживает задавшая вопрос жительница города,   и  не прошло более года  с момента установления собранием этих тарифов, то тогда требование управляющей компании правомерно. Если в перечень  услуг, оказываемых управляющей компанией, собственники жилья не включали эту услугу, либо включали услугу и утверждали на нее тариф, но прошло больше года с этого момента, тогда требование управляющей компании неправомерно. Ведущая: Наталья Николаевна, подскажите, что именно заключается в правах на свободу собраний? Есть ли какие-то ограничения в проведении митингов? Сенаторова Н.Н.: Свобода собраний или право на свободу собраний – это одно из основополагающих неотъемлемых прав человека и об этом говорится во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в Конституции Российской Федерации и в Конституции Республики Хакасия. Право на собрание , как правило, связано с участием в политической жизни или в общественно-политических событиях, или  с внешней политикой. Согласно Конституции РФ (ч. 3 ст. 55) права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Порядок организации и проведения публичных мероприятий в Республике Хакасия  регулируется  ФЗ от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях » (кратко его называют Законом  о митингах)  и Законом РХ от 22.07.2007 № 11-ЗРХ «О порядке подачи уведомления о проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетировании в Республике Хакасия», а также муниципальными правовыми актами. Целью публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия и пикетирования, является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни сраны и вопросам внешней политики. Закон о митингах предусматривает обязанности организатора публичного мероприятия, одной из которых является обязанность подать в определенный срок и по определенной форме уведомление о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления и другие обязанности. Ограничения в проведении митингов есть и их достаточно много. Во-первых, в силу недавно внесенных изменений в ст. 5 Закона о митингах не могут быть организатором публичного мероприятия: лицо, признанное судом недееспособным; лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость; политическая партия, другое общественное или религиозное  другое объединение,  деятельность которых приостановлена или запрещена. Во-вторых, ст. 8 Закона о митингах предусмотрены места, в которых проведение публичного мероприятия запрещается.  Законом субъекта РФ также могут быть дополнительно определены места, в которых запрещается проведение публичных мероприятий. В-третьих, организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия  ( ч.5 ст. 5 Закона о митингах). Кроме права на проведение собраний в соответствии с Законом о митингах в Республике Хакасия граждане имеют право на организацию и проведение массовых мероприятий, регулируемых Примерным положением о порядке  организации и проведения массовых мероприятий, утвержденным постановлением Правительства РХ от 25.01.2011 № 16. Это, как правило, культурно-зрелищные, спортивные, развлекательные мероприятия, проводимые в целях организации досуга и обеспечения права пользования благами культуры в открытых общественных местах, официально не предназначенных для их проведения, доступные для посещения неопределенного круга лиц. Проведение этих мероприятий также требует предварительного уведомления органа исполнительной власти республики или органа местного самоуправления и согласования с ними места и времени проведения массового мероприятия.   Ведущая: Как у нас в Абакане это происходит? Сенаторова Н.Н.: В Абакане граждане, организации активно реализуют свое право на свободу собраний и проведение различных массовых мероприятий. Так, в первом полугодии этого года в Администрацию города Абакана поданы 72 уведомления об организации и проведении на территории города различных мероприятий, в том числе 53 – публичных мероприятий по Закону о митингах и 19 массовых мероприятий, регулируемых Примерным положением о порядке организации и проведения массовых мероприятий, утвержденным постановлением Правительства РХ от 25.01.2011 № 16. Из публичных мероприятий в Абакане наибольшее количество составляют митинги. Ведущая: До 1 января 2013 года необходимо выбрать место для проведения публичных мероприятий, подскажите, как граждане могут повлиять на выбор места? Кто именно будет его выбирать? У кого будет возможность собираться в этих местах? Будут ли какие-то ограничения по поводу целей сбора граждан в этом месте? Сенаторова Н.Н.: Изменениями, внесенными  в закон о митингах законом от 08.06.2012,  установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяет единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно политического характера места (специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы  их заполняемости,  предельная численность и сами специально отведенные места определяются законом субъекта федерации. Предполагается, что предельная численность на этих специально отведенных местах должна быть не менее 100 человек. Закон субъекта федерации должен быть принят и вступить в силу до 01.01.2013. До 17.08.2012 Администрация города Абакана должна представить Правительству Республики Хакасия  свои предложения о тех местах в г. Абакане, которые будут специально отведенными местами, а также представить список тех мест, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий и т.д. Принять участие в выборе специально отведенных мест может каждый. Присылайте информацию в Администрацию г. Абакана или отправляйте свои предложения на сайт Администрации в сети Интернет. Ведущая: Спасибо большое за интервью, Наталья Николаевна!