Электронный документооборот органов Федерального казначейства по Республики Хакасия

11 октября 2012 года состоялось интервью с заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия Мельниковым Юрием Николаевичем. Тема интернет-интервью: «Электронный документооборот органов Федерального казначейства по Республики Хакасия». Организатор мероприятия: Управление Федерального казначейства по Республике Хакасия, компания ООО «Гарант-Эталон». Ведущая интернет-интервью: Потехина Олеся Владимировна (специалист ОВС).   Ведущая: Добрый день, уважаемая интернет-аудитория! Позвольте представить – заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия Мельников Юрий Николаевич. Юрий Николаевич, как именно развивались информационные технологии, используемые в Федеральном казначействе Республики Хакасия за последние годы? Мельников Ю.Н.: Управление Федерального казначейства по Республике Хакасия является территориальным органом Федерального казначейства и имеет в составе 11 территориальных отделов. Информационные технологии, используемые Федеральным казначейством за последние 10 лет (с 2002 года) развивались в рамках Проекта модернизация казначейской системы Российской Федерации. 28.06.2012 в Федеральном казначействе состоялось торжественное мероприятие, посвященное завершению проекта «Модернизации казначейской системы Российской Федерации», где было зафиксировано достижение самого значимого его результата – создана Автоматизированная система Федерального казначейства, которая стала центральным элементом исполнения бюджетов бюджетной системы РФ и ярким примером эффективного, высокотехнологичного IT-решения. Реализация Проекта будет служить фундаментом для развития Федерального казначейства как признанного лидера в области информационно-коммуникационных технологий в сфере государственных финансов. В рамках IT-направления реализации Проекта было осуществлено проектирование и создание прикладного программного продукта ППО АС ФК (прикладное программное обеспечение единой автоматизированной системы органов Федерального казначейства).  В 2009 в 2 пилотных регионах году осуществлялось внедрение, а с января 2010 года было переведено на постоянную эксплуатацию и началось тиражирование системы в органах Федерального казначейства по всей территории Российской Федерации. В Управление Федерального казначейства по Республике Хакасия в постоянную эксплуатацию ППО АС ФК введено с июля 2010 года. В соответствии с планом внедрения ППО АС ФК, с марта по ноябрь 2011 года во всех территориальных управлениях Федерального казначейства осуществлено тиражирование принципиально нового программного обеспечения – портала АС ФК для других участников бюджетного процесса (подсистема СУФД-онлайн), позволяющего клиентам Федерального казначейства осуществлять информационное взаимодействие, в том числе обмен юридически значимыми электронными документами с органами Федерального казначейства, в режиме реального времени (online) с использованием сети Интернет. Также в рамках IT-направления было осуществлено: создание систем инженерного обеспечения объектов информатизации органов Федерального казначейства; создание ведомственной транспортной сети органов Федерального казначейства; создание системы управления эксплуатацией; закупка серверного оборудования; обеспечение безопасности информации и обучение сотрудников. В рамках создания АС ФК перед Минфином России (до 2005 года) и Федеральным казначейством стояла задача формирования во всех органах ФК унифицированной технической среды и оптимальных условий работы информационно-вычислительного комплекса. Комплекс указанных мероприятий реализован путем создания типовых систем инженерного обеспечения территориальных органов ФК. В рамках Проекта было предусмотрено построение современной распределенной ведомственной транспортной сети передачи данных. Это возможность обмена данными и информацией между объектами органов Федерального казначейства всех уровней. Все решения выполнялись в рамках государственных контрактов. В качестве транспортной технологии, по рекомендации Мининформсвязи России, была использована технология MPLN VPN, с помощью которой реализована возможность использования собственного независимого адресного пространства. Наша ведомственная транспортная сеть имеет высокие показатели безопасности передаваемой информации. Масштабность АС ФК, необходимость более оперативного обслуживания потребностей пользователей и бизнес-процессов ФК накладывают на ИТ-службы Казначейства России требования по существенно более чёткой координации деятельности, обмену знаниями, учету обращений и инцидентов, сохранению истории изменений и прочим элементам сервисного обслуживания. В 2008 году были начаты работы по разработке и внедрению системы управления эксплуатацией. Нужно отметить, что техническое обслуживание и обеспечение функционирования аппаратно-программных комплексов АС ФК осуществляется с использованием централизованной модели  аутсорсинга, когда один исполнитель обеспечивает выполнение работ и услуг на всех местах выполнения работ (по всей России), что существенно повышает качество предоставляемых услуг. Кроме того, внедрение  в сферу деятельности Федерального казначейства новых бизнес-процессов и сложной технической инфраструктуры предъявляет дополнительные требования и к квалификации сотрудников Федерального казначейства. Практически все сотрудники нашего Управления прошли обучение по базовым знаниям и навыкам в области ИТ-технологий. От управления Федерального казначейство по РХ было 2 сотрудника, повысившие уровень знаний, по организации и реализации процессов создания и эксплуатации ИТ. Начальник нашего отдела информационных систем УФК по РХ завершил свое обучение недельной стажировкой в Германии. 2 специалиста прошли обучение в области обслуживания и управления компонентами системы инженерного обеспечения. В 2009 году данный проект был успешно завершен, в результате его выполнения было проведено обучение в общей сложности около 10 тысяч специалистов Федерального казначейства. Проведенное обучение позволило качественно повысить уровень подготовки и знаний специалистов Управлений Федерального казначейства в области их функциональной деятельности.   Ведущая: Каковы принципиальные отличия СУФД-онлайн от системы электронного документооборота? Мельников Ю.Н.: В современной организации системы электронного документооборота (СЭД) становятся обязательным элементом ИТ-инфраструктуры. Государственные учреждения на базе технологий электронного документооборота решают задачи внутреннего управления, межведомственного взаимодействия и взаимодействия с населением. СУФД-онлайн является также системой электронного документооборота. Главное отличие ППО СУФД-онлайн от ППО «СЭД ФК» – применяемая ИТ-технология – портальное решение. ППО СУФД-онлайн — это менее обособленное прикладное программное обеспечение. Также отличительной чертой ППО «СУФД-онлайн» является не требование разветвленной сети обновления. Если ППО «СУФД-онлайн» обновляется в целом, то ППО «СЭД ФК» должно быть установлено на серверах органов Федерального казначейства и на рабочих станциях всех клиентов казначейства. Также ППО «СУФД-онлайн» доступно из глобальной сети Интернет. Если ППО «СЭД ФК» это транспорт, посредством сети интернет, то ППО «СУФД-онлайн» доступен через сеть Интернет. Т.е. непосредственно мы заходим на портал «СУФД-онлайн» и работаем уже в нем. Это существенные экономии времени на передачу электронного документооборота. Ведущая: Какие основные преимущества СУФД-онлайн? Мельников Ю.Н.: Преимущества данного портального решения для клиентов:
  • Простота организации рабочего места.
  • Отсутствие необходимости проведения обновлений ППО на рабочем месте.
  • Отсутствие необходимости проведения резервного копирования базы данных и клиентского приложения.
  • Как следствие, снижение затрат клиента на поддержку рабочего места, так и снижение затрат для органов Федерального казначейства.
  • Весь функционал (РБС, ПБС, ФО, АП) на одном рабочем месте.
  • Неограниченное количество рабочих мест в организации.
  • Юридически значимый электронный архив.
Кроме того преимущества перехода на СУФД очевидны:
  • Простота подключения к порталу: ( при наличии высокоскоростного канала доступа к сети Интернет) выполняется собственными силами.
  • Скорость осуществляемых процессов во время работы: документы клиентов попадают в программное обеспечение Автоматизированной системы Федерального казначейства практически мгновенно, также как и мгновенно становятся доступны клиентам документы, направляемые им органами Федерального казначейства.
  • Значительно сокращается время подписания электронных документов.
  • Не требуется установка и последующее обновление специального автоматизированного рабочего места.
  • Не требуется обновление справочников на рабочем месте.
  • Переход на СУФД-онлайн позволит администраторам доходов бюджетов более оперативно управлять финансовыми ресурсами и получать информацию со своего лицевого счета.
  Ведущая: Насколько важно введение системы СУФД-онлайн? Мельников Ю.Н.: Основной задачей органов Федерального казначейства остается постоянное повышение качества выполняемых государственных функций через максимальное использование автоматизации процессов и передовых технологий. «СУФД-портал» или СУФД-онлайн – ИТ-решение, которое обосновано на последних передовых технологиях и обеспечивает возможность для клиента как управлять платежами и документами из любой точки мира, подключенной к сети Интернет. Это возможность всегда иметь доступ к актуальной отчетности посредством интернета с соблюдением самых высоких требований к информационной безопасности. Важность внедрения ППО СУФД-онлайн определяется необходимостью повышения качества взаимодействия между клиентами и органами Федерального казначейства и минимизацией затрат на информационно-технологическую инфраструктуру обеих сторон.   Ведущая: На прошлой неделе нам установили СУФД-онлайн к кому обращаться по вопросам обучения работе в этой системе? Мельников Ю.Н.: На сайте УФК по Республике Хакасия (http://hakasia.roskazna.ru) в разделе «Информация для клиентов» и далее в разделе «АРМ СУФД Портал» размещена полная информация для клиентов по работе с ППО СУФД-онлайн, в том числе: — дистрибутивы ППО. Клиент в состоянии установить самостоятельно; — документации по работе в АРМ СУФД-портал (пользовательская документация, рабочие тетради, обучающее видео); — документации по переходу на использование АРМ СУФД-Портал; — контактные телефоны лиц УФК по Республике Хакасия, уполномоченных за проведение поддержки клиентов; — телефоны и контакты службы поддержки и сопровождения  Красноярского центра технического обслуживания  аутсорсера ОТР 2000.   Ведущая: Требуется ли приобретение дополнительного оборудования для данной системы? Мельников Ю.Н.: Приобретение дополнительного оборудования и программного обеспечения не требуется. Клиент должен организовать автоматизированное рабочее место, подключенное к интернету. Технические требования к АРМ СУФД-портал размещены на сайте Управления. Специальное программное обеспечение защиты (СКЗИ) – Крипто-Про и Континент-АП предоставляется органами Федерального казначейства на безвозмездной основе. Минимальный состав аппаратно-программных средств для работы в СУФД-портал выглядит следующим образом: Процессор х86 частота 2.0 Ггц; ОЗУ 256 Мб; НЖМД 40 Гб; Монитор 1024х768; Операционная система Microsoft Windows 2000/XP/7; Сеть FastEthernet (100+ Mbit/s), доступ в сеть Интернет со скоростью не менее 128 кбит/с (рекомендуется 512 кбит/с).   Ведущая: В какие сроки предполагается полное внедрение СУФД-онлайн во все организации? Мельников Ю.Н.: Полный перевод клиентов (100 %) Федерального казначейства в целях исполнения мероприятия № 13.4 «Перевод клиентов Федерального казначейства на Систему удаленного финансового документооборота-онлайн» стратегической задачи № 13 «Создание и развитие электронного казначейства» стратегической карты Федерального казначейства запланирован к 31.12.2014.   Ведущая: Каким участникам бюджетного процесса СУФД-онлайн будет устанавливаться? Какому из бюджетов в первую очередь? Мельников Ю.Н.: Очереди никакой нет. Все преимущества очевидны. Единственные возможные сложности – это получение двух электронных подписей, логина, паролей и регистрации в органах казначейства. СУФД-онлайн до 01.01.2015 года должна быть установлена всем участникам бюджетного процесса – РБС/ПБС/ФО/МО/АП независимо от уровня бюджета, а также неучастникам бюджетного процесса.   Ведущая: Как будет производиться регистрация на СУФД-онлайн? Мельников Ю.Н.: Процедура регистрации абонентов на СУФД-портале описана в документе «Порядок перехода на АРМ Портал», размещенном на сайте УФК по Республике Хакасия (http://hakasia.roskazna.ru) в разделе «Информация для клиентов» — «АРМ СУФД Портал» по ссылке «http://hakasia.roskazna.ru/file/separate_fs/60.120542.60.120542.porjadok_perehoda_na_portal_ARM_SUFD_s_prilozhenijami3_.doc».   Ведущая: С какими сложностями могут столкнуться клиенты Федерального казначейства в работе с СУФД-онлайн? Мельников Ю.Н.: Само по себе ППО «СУФД-портал» проще, понятнее в работе по сравнению с ППО СЭД. Поэтому сложностей в работе с самим ППО мы не ожидаем. Сложности на стороне клиента могут быть технического плана: выход из строя компьютера, отсутствие Интернета. На стороне Управления возможны аналогичные проблемы, а также проблемы, связанные с обновлением ППО СУФД-Портала и качеством новых патчей и версий ППО. Риски есть, каждая сторона должна работать над минимизацией этих рисков. Ведущая: Что делать, если нет интернета в организации (Орджоникидзевский район)? Будет ли там устанавливаться СУФД-онлайн? Мельников Ю.Н.: Наличие Интернет-канала обмена информацией является обязательным условием возможности перевода клиента на «СУФД-Портал». Поэтому без Интернета работа с СУФД-онлайн не возможна. Клиенты, не имеющие Интернета, могут до 01.01.2015 продолжать работу с ППО «СЭД». После 01.01.2015 поддержка ППО «СЭД» будет прекращена и у клиента будет 2 варианта:
  1. «Выпасть» из системы электронного документооборота и работать на бумажных носителях (необходимо учесть, что в таком случае документы по НПА будут обрабатываться органами казначейства дольше);
  2. Подключить Интернет, учитывая, что в последнее время Интернет в Республике Хакасия развивается бурно, внедряются и мобильные технологии, а также различные тарифные схемы.
  Ведущая: Какие пожелания вы хотели бы оставить для клиентов? Мельников Ю.Н.: Посещайте наш сайт управления Федерального казначейства по Республике Хакасия (http://hakasia.roskazna.ru). Очень часто поступают звонки, которых могло бы и не быть, посетив наш сайт. На сайте очень много полезной информации для наших клиентов. Нужно всегда поддерживать свою квалификацию и узнавать новую информацию.   Ведущая: Спасибо большое за предоставленную информацию!